Avtomobili - Pot domov

Kolesa za avtomobile

Avtomobili - Pot domov


Articles about Kolesa za avtomobile

What articles can you find about Kolesa za avtomobile:

Главная > Устройство автомобиля > Ходовая часть > Колеса легковых и грузовых автомобилейХодовая частьКолеса легковых и грузовых автомобилейНазначение и типы колес.

Колеса автомобиля обеспечивают непосредственную связь с дорогой, участвуют в создании и изменении направления его движения, передают нагрузки от массы автомобиля на дорогу.

В зависимости от основного назначения колеса делят на ведущие, управляемые, комбинированные (ведущие и управляемые), поддерживающие.

Ведущие колеса преобразуют крутящий момент от трансмиссии в силу тяги, вследствие чего возникает поступательное движение автомобиля. Управляемые колеса воспринимают через подвеску толкающие усилия от кузова и с помощью рулевого управления задают направление движения. Комбинированные колеса выполняют функции ведущих и управляемых колес одновременно. Поддерживающие колеса создают опору качения для задней части кузова или рамы автомобиля, преобразуя толкающие усилия в качение колес.

Колесо автомобиля (рис. 8) обычно крепится к ступице 3, которая установлена на подшипниках 2 на балке моста 1. Основными частями колеса являются диск 4 с ободом 8 и пневматическая шина 5. Шина характеризуется основными размерами: наружным диаметром D, посадочным диаметром d на обод колеса, шириной В и высотой Н профиля, шины.

Диск и обод колеса штампуют из специальной стали, придавая им форму, способствующую увеличению жесткости и облегчающую монтаж шины на обод. В местах посадки шины обод имеет полки 7, которые заканчиваются бортами 6. Диск и обод колеса соединяют с помощью сварки, а для крепления колеса к ступице в диске сверлят отверстия, которыми колесо устанавливается на шпильки и закрепляется гайками.

В зависимости от конструкции обода и его соединения со ступицей все колеса делят на дисковые и бездисковые. Дисковые колеса наиболее распространены на всех легковых и большинстве грузовых автомобилей. Бездисковые колеса применяют на большегрузных автомобилях МАЗ, КамАЗ и др. На автомобилях повышенной проходимости ГАЗ и ЗИЛ применяют дисковые колеса с разъемным ободом.

Устройство дисковых колес.

По форме внутренней части обода дисковые колеса подразделяют на два вида: с глубоким и плоским ободом. Первый вид обода применяют в колесах легковых автомобилей (рис. 8). Отличительной особенностью глубокого обода является то, что профиль обода 8 имеет в средней части углубление, которое служит для облегчения монтажа покрышки на обод. Неразборная конструкция такого обода позволяет максимально облегчить и упростить колесо. На таких колесах можно монтировать шины сравнительно небольшого размера - шины легковых автомобилей.

Рис.8. Колесо автомобиля с глубоким ободом (слева).

Рис.9. Колесо автомобиля с плоским ободом (справа).

Плоский обод в колесах грузовых автомобилей имеет несколько вариантов исполнения. Наиболее часто используют вариант (рис. 9) с неразрезным бортовым кольцом 1, которое выполняет функции закраины обода. Обод 3 в этом случае сварен с диском 4 в неразборную конструкцию и имеет одну посадочную полку с закраиной для борга шины, а вторая посадочная полка образована на внутренней поверхности пружинного разрезного замочного кольца 2.

При монтаже колеса шину свободно надевают на обод, устанавливают бортовое кольцо и в канавку обода закладывают разрезное замочное кольцо 2, фиксируя этим бортовое кольцо на ободе. После накачивания шины давление воздуха в ней создает плотное прижатие бортов шины к закраинам обода и бортового кольца, запирает замочное кольцо в канавке обода и обеспечивает плотную посадку шины на обод.

В других конструкциях дисковых колес с плоским ободом применяют разрезное бортовое кольцо, которое выполняет одновременно и функции замочного кольца, либо плоский обод делают разъемным, состоящим из двух частей. Из-за большой нагрузки на задний мост у грузовых автомобилей задние колеса сдвоенные. При этом внутреннее колесо крепят на ступицу шпильками и колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой, а наружное колесо - гайками с конусом.

Устройство бездисковых колес.

Бездисковые колеса (рис. 10, а) закрепляют на ступице, используя для этого детали самой ступицы. Отличительной особенностью конструкции обода бездискового колеса (рис. 10, 6) является исполнение обода из трех секторов 1, которые соединяются в единое кольцо с помощью вырезов на торцах секторов. При монтаже колеса на автомобиль секторы 7 закладывают в шину в ненакачанном состоянии, затем собранное колесо надвигают на конические посадочные поверхности спиц ступицы 2 и закрепляют прижимами 3 на шпильках 4 гайками 5.

Рис.10. Бездисковое колесо.

Другая конструкция бездискового колеса (автомобиль КамАЗ) имеет неразборный обод, съемное бортовое кольцо и замочное разрезное кольцо, по устройству аналогичные деталям колеса, изображенного на рис. 9. Установка его на ступицу колеса производится прижимами с центровкой по внутреннему конусу, выполненному под канавкой для замочного кольца.

Бездисковые колеса по сравнению с дисковыми имеют меньшую массу (на 10-15%) более удобны при монтаже и демонтаже в случае выполнения ремонтных работ с шинами, обеспечивают лучшие условия охлаждения тормозных механизмов. В настоящее время такие колеса все более широко применяют на большегрузных автомобилях и автобусах.

Source: http://stroy-technics.ru/article/kolesa-avtomobilya



Далее: Общее устройство рулевого управления автомобиля

Колеса обеспечивают возможность движения автомобиля, а также смягчают толчки, возникающие при движении по неровностям дороги.

Автомобильное колесо состоит из диска, обода и шины. Ступица колеса обычно входит в сборочный узел каждого моста автомобиля. Она при помощи соединительной части — диска — соединяется с ободом, на который устанавливается пневматическая шина.

По устройству соединительной части колеса делятся на три типа: дисковые, бездисковые и спицевые. Последние используются лишь на накоторых легковых и гоночных автомобилях.

Наибольшее распространение на автомобилях получили дисковые колеса, ободья которых могут быть глубокими неразборными или плоскими разборными.

На легковых автомобилях обычно применяют дисковые колеса с глубокими – ободьями (рис. 15.15, б), представляющими собой неразъемное сварное соединение обода с диском, на наружной стороне которого имеются ребра жесткости и выступы для крепления декоративного колпака. В средней части обода имеется кольцовое углубление — монтажный ручей, облегчающий монтаж и демонтаж шин. По обеим сторонам обода расположены конические посадочные полки, на которые монтируют борта шин. Наклон посадочных полок на угол (5±1)° обеспечивает плотную посадку шины на ободе.

Рис. 1. Автомобильные колеса: а — в сборе; б — с неразборным ободом; в — с разборным ободом

Крепежные отверстия дисков имеют конические фаски с углом 60°, обеспечивающие центрирование диска и предотвращение самоотвертывания крепежных гаек.

На большинстве грузовых автомобилей шины монтируют на диск колеса с плоским (без углубления) ободом, который делается разборным для облегчения монтажа и демонтажа шин. Обод и диск колеса соединены сваркой. Съемное бортовое кольцо крепится замочным кольцом. Иногда бортовое кольцо выполняют разрезным, тогда его устанавливают на обод без замочного кольца.

Диски колес грузовых автомобилей крепятся к ступице при помощи шпилек и гаек с конусными фасками. Чтобы гайки самопроизвольно не отворачивались, резьба шпилек и гаек правых колес правая, левых колес — левая.

На задний мост грузового автомобиля устанавливают, как правило, сдвоенные колеса. Внутреннее колесо крепится на шпильках с колпачковыми гайками, имеющими внутреннюю и наружную резьбы. Наружные колеса устанавливают на колпачковых гайках и затягивают внешними гайками с конусными фасками.

На автомобилях МАЗ, КамАЗ и автобусах ЛиАЗ применяют бездисковые колеса. Их принципиальное различие от описанных выше конструкции дисковых колес состоит в том, что они не имеют промежуточной детали (диска) между ободом и ступицей. Передние колеса устанавливают на конические поверхности ступиц колес, а задние — на кольца, прикрепленные к ступице гайками и шпильками. Специальные прижимы служат для центрирования и крепления бездисковых колес.

Шины вместе с подвеской смягчают толчки, воспринимаемые колесами от неровностей дороги, поглощая энергию удара. Это обеспечивается упругостью сжатого воздуха, находящегося во внутренней полости шины. Нагрузка воспринимается в основном воздухом и частично (5—10%) упругими стенками шины.

Пневматические шины разделяют по давлению воздуха в них, способу герметизации, устройству, габаритным размерам и форме профиля.

Максимально допустимое давление воздуха в шинах легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности равно 0,2—0,30 МПа, грузовых автомобилей, автобусов и прицепов — 0,5—0,7 МПа.

По герметизации внутренней полости шины делятся на камерные и бескамерные, последние используют главным образом на легковых автомобилях.

Камерная шина состоит из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты (шины легковых автомобилей ободной ленты не имеют).

Покрышка воспринимает давление сжатого воздуха, удерживает камеру на ободе и защищает ее от повреждений. Она состоит из каркаса, подушечного слоя (брекера), протектора, боковин и бортов. Каркас изготовляют из нескольких слоев прорезиненной ткани — корда — и прочно присоединяют к жестким бортам, крепящим покрышку на ободе колеса. В борт монтируется сердечник — кольцо — из стальной проволоки, обернутой прорезиненной тканью. Кольцо упрочняет и предохраняет борта покрышки от растягивания.

Рис. 2. Основные части пневматической шины

Сверху каркаса покрышка имеет толстый слой резины — протектор, на наружной (беговой) поверхности которого наносят рельефный рисунок для улучшения сцепления колеса с дорогой. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины выпускают со следующими рисунками протектора: дорожным (Д), универсальным (У) и повышенной проходимости (ПП), последний имеет протектор с более глубоким и крупным рисунком.

Подушечный слой — резинотканевая прослойка, лежащая между протектором и каркасом. Она предохраняет каркас от повреждений и смягчает удары, воспринимаемые протектором.

Камера — замкнутый резиновый рукав, в который накачивают воздух через вмонтированный в нее вентиль — клапан, пропускающий воздух только в камеру.

Ободная лента устанавливается между ободом и камерой. Она предохраняет камеру от защемления бортами покрышки и истирания об обод.

Бескамерная шина легковых автомобилей в отличие от описанной выше не имеет камеры, вместо нее внутренняя полость покрышки покрыта специальным герметизирующим слоем толщиной 2—3 мм, не допускающим утечки воздуха. По бортам шины имеются кольцевые уплотнители и герметизирующии слои резины, обеспечивающие плотную посадку покрышки на борт. Вентиль герметично крепится непосредственно в ободе колеса. Бескамерная шина более безопасна при повреждениях, что особенно важно при высоких скоростях движения. Однако из-за увеличенного натяга бортов на полках обода демонтаж шин более сложен и требует применения специального оборудования.

По конструктивному исполнению каркаса покрышки шины делятся на диагональные и радиальные.

Нити смежных слоев корда диагональной покрышки перекрещиваются друг с другом, образуя ромбовидную сетку.

Рис. 3. Шины с различной конструкцией покрышки: а — диагональная; б — радиальная (Р); в — радиальная со съемным протектором (PC)

Рис. 4. Обозначение размеров шины

В радиальных покрышках нити корда расположены от борга к борту по окружности профиля, т. е. в поперечной (меридиональной) плоскости, проходящей через ось вращения покрышки. При таком расположении нитей корда снижаются потери на внутреннее трение и нагрев каркаса, в результате чего значительно увеличивается срок службы покрышки. Радиальные шины обозначают буквой Р, если они имеют съемный протектор, — PC (С— съемный), последние применяют только на грузовых автомобилях. На шинах PC устанавливают протекторные кольца, которые при изнашивании заменяют новыми.

Размеры автомобильных шин обозначают двумя числами и проставляют на боковине покрышки. Первое число означает ширину профиля В, а второе — посадочный (внутренний) диаметр d шины. Размеры могут быть указаны в дюймах, миллиметрах или в смешанной системе. Например, на автомобиле ГАЗ-53-12 устанавливают шины размером 8,25—20, а на автомобиле ВАЗ-2121 — размером 6,40—15. В такой записи размеры шин приведены в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). На автомобиле ЗИЛ-130 устанавливают шины размером 260—508 (в мм). На некоторых шинах применяют смешанную систему обозначения, при которой первый размер дается в миллиметрах, а второй — в дюймах. Так, на автомобиле ЗИЛ-130 могут устанавливаться также шины размером 260—20. На автобусе ЛАЗ-4202 монтируют радиальные шины 280—508Р. На автомобилях ВАЗ-2108 «Спутник» и ГАЗ-24-10 «Волга» применяют соответственно шины 165/70R13 и 205/70R14, где 165 и 205 — ширина профиля шины в миллиметрах; 70 — отношение высоты профиля к ширине в процентах; R—радиальная; 13 и 14— посадочный диаметр в дюймах.

По форме профиля шины подразделяют на обычного п

Source: http://www.tezcar.ru/u-kolesa.html

Leave a Replay

Submit Message